(ВСЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ЖИЗНИ) – сугубо земные, но активные и способные люди с идеалом максимизации удовольствий любых видов, радостей от самого существования, для чего и нужны бизнес и карьера. Этих легко узнать, едва зайдет речь о курортах, ресторанах, светских звездах. Гедонисты – это жизнелюбы, чьи личные интересы лежат по большей части вне бизнеса. Они не сильно вникают в дела и склонны полагаться на генеральных директоров и управленческие команды. Отсюда и особенности конкурентного поведения: оно реактивно, то есть, скорее, подстраивается под рынок, чем влияет на него. Их конкурентные преимущества чаще всего возникают пассивно: либо от эксклюзивного продуктового бренда, который они давно закупили у поставщиков (получили право на его производство), или от первенства на рынке (раньше других заняли нишу). Не имея достаточного интереса к стратегии, они лишь реагируют на действия других участников рынка. Не имея достаточного интереса к стратегии, они лишь реагируют на действия других участников рынка. Примерная доля гедонистов в Российском бизнесе – 5%.
(УЛУЧШИТЬ СРЕДУ ГОРОДА, РЕГИОНА, СТРАНЫ) (так теперь они себя называют) ориентированы на свой вклад в улучшение общества, в развитие страны или города, региона. Такие с чувством и много говорят о бедах общества и местности, о том, что надо сделать для них и т.д. улучшение общества – их идеал. Государственники следят за макросоциальными тенденциями, открыты к конструктивному взаимодействию с властями. Нередко сами создают объединения предпринимателей по региональному, отраслевому признакам или присоединяются к ним. У них наиболее серьезное отношение к социальной ответственности, поэтому они разрабатывают социальную политику внутри своих компаний, участвуют в благотворительной деятельности, открыты конкурентному сотрудничеству, конкурентов оценивают с точки зрения их ценностной близости к себе наряду, конечно, с их планами и преимуществами на рынке. Примерная доля государственников в Российском бизнесе – 3%.
(БОГАТСТВО – САМОЦЕЛЬ) – те, для кого деньги самоценны, их накопление становится главным безотносительно к потребностям тратить. Такие, даже о покойнике спросят: «И сколько он оставил?» их идеал – богатство, доход. Маниманы будут искать ниши и сегменты с максимальной нормой прибыли. И они готовы сбросить любую из своих бизнес - единиц, если доходность ее снижается (как по объему, так и по рентабельности). Вот типичное высказывание бизнес манимана: «Зачем мне эта сложная отладка предприятия? Если оно теряет рентабельность, я его просто закрываю и начинаю другое там, где норма прибыли достаточно высока. И с этим новым бизнесом я поступаю так же, когда перестанет давать доход». – «А почему предприятие теряет рентабельность, вам интересно?» - Зачем в этом копаться, если можно начать другое дело?». Доля Маниманов в Российском бизнесе составляет 45%.
(УСТОЙЧИВОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ) – те, кто как бы нанизаны на руководимое ими дело без всяких сильных увлечений и амбиций, но со страхом потерять его. Они тратят средства и способности, прежде всего на его поддержание, сохранение. Они осторожны в разговорах о собственном предприятии, зато охотно обсуждают неудачи других и возможные угрозы себе. Что ж, есть такой идеал – не самый худший – безопасная стабильность. Охранителей всегда в большинстве во всех странах и во все времена. Охранители очень пассивны. Большинство их них владеют приватизированными предприятиями (крупными, средними) или же сами создали малые. Всячески избегают рисков на рынке и не склонны к нововведениям внутри, если это не очевидно повышает управляемость, безопасность. Персонал с сильной мотивацией на достижение результатов покидает такую организацию из за рутины, отсутствия инициативности. С конкурентами предпочитают договариваться даже с некоторым ущербом для себя. Примерная доля охранителей в Российском бизнесе – 10%.
Профессионалы (СОВЕРШЕННЫЙ БИЗНЕС) – те, для кого совершенная бизнес организация является их идеалом. Профессионалы, буквально живут ради своего дела. Личная жизнь выходит для них на второй план. Профессионалы охотно говорят об истории, об этапах становления дела, о достижениях и планах. Профессионалы наиболее всего сосредоточены на развитии своего собственного дела, его совершенствовании, укреплении. Стремятся к глубокой вертикальной интеграции и централизованной диверсификации бизнеса. Значительные средства тратят на инвестиции в предприятие. Много работают над стратегией и конкурентными преимуществами. Конкурируют они сдержано, на занятые ниши рынка не претендуют, но тщательно огораживают свою нишу. Примерная доля профессионалов в Российском бизнесе – 3%.
(ПЕРВЕНСТВО, ОПЕРЕЖЕНИЕ) – те, кто ценят возможность побед в конкуренции, достижения, прорыв вперед других. Для них первенство, лидерство превыше всего. У них на уме: «Кто в первой пятерке, тройке?». Вечное опережение – их идеал. Спортсмены стремятся создавать сильные конкурентные преимущества, страсть к брендированию не только своего продукта, но и фирмы и собственной личности. Он очень озабочен репутацией по всем параметрам. Поэтому старается действовать законно. Внутри фирмы он много работает над стратегией, управлением, формированием управленческой команды. Охотно учиться и сотрудничает с консультантами. Страсть к опережению делает его бдительным по отношению к конкурентам. Спортсмены ценят достижения конкурентов, учатся у них, изучают. Конкурируют жестко и к сотрудничеству склоняются, обычно в виде коалиции против кого – то. Стратегические союзы приемлют лишь с поставщиками и приоритетными клиентами. Примерная доля спортсменов в Российском бизнесе – 30%.
Лоббисты (КОРПОРАТИВНЫЙ ЛОББИЗМ) – те, кто самостоятельно разрабатывает программы и инициативы, призванные консолидировать усилия и интересы сразу трех секторов экономики (бизнес, власть, некоммерческий сектор). Часто они имеют много разных членств, регалий и одновременно «вхожи» в структуры власти, бизнеса и НКО. Их идеал – корпоративное влияние, значимость корпоративных интересов в структурах власти и гражданского общества. Такие люди посещают «закрытые» клубы и являются сторонниками полезного и нужного делового общения. Часто, они выступают в роли помощников депутатов, членов Совета Федерации и являются провайдерами различных деловых и корпоративных мероприятий. Примерная доля лоббистов в Российском бизнесе – 0,5 %
Новаторы (НОВАТОРСТВО, ТВОРЧЕСТВО, САМОВЫРАЖЕНИЕ) – те, кто движим творческой энергией новаций, кто мало интересуется материальной стороной бизнеса, для кого приоритетным является творческое самовыражение и самореализация в жизни. Их идеал – творческое совершенство в выбранной сфере деятельности. К таким людям больше относятся представители креативного класса – люди из сферы услуг, науки, культуры или искусства. Как правило, это ученые, изобретатели, новаторы, врачи, педагоги, стилисты, модельеры и т.д. В предпринимательстве, для них первостепенное значение имеет не экономический доход, а творческий процесс или изобретение, научное открытие или ноу-хау. В душе, они творцы, футурологи и новаторы, и зачастую являются двигателями прогресса всего человечества. Примерная доля новаторов в Российском бизнесе – 5 %
Концептуалисты («ТЕНЕВАЯ ИГРА», ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ) – те, для кого важно «играть в бизнес - в тени», постоянно создавать новую добавленную стоимость и ценность в выбранной сфере деятельности. Концептуалисты не владеют и не управляют организациями на рынке, а получают прибыль и иные формы дохода, посредством созданных ими предпринимательских схем, в которые, на взаимовыгодных условиях, ими вовлечены сразу несколько рыночных игроков. Концептуалисты видят упущенные рыночные выгоды, перераспределяют свободные рыночные силы, «буйствующие на рынке», в новый, выгодный для всех сторон, формат отношений. Для них первостепенным является доход, который включает в себя не только деньги, но и чувство собственного самоудовлетворения. Собственная экономическая прибыль, от работы созданных ими предпринимательских схем, выводиться в любую точку мира. Примерная доля концептуалистов в Российском бизнесе – 0,3 %